Король басовой масти

14/10/2023

Король басовой масти

Международный фестиваль Ильдара Абдразакова стал культурным событием на всю Россию

Ильдар Абдразаков считает занятия с молодыми певцами важнейшей частью своего фестиваля. Фото Евгения Евтюхова предоставлено пресс-службой фестиваля

Именной фестиваль знаменитого оперного певца, двукратного обладателя премии «Грэмми» Ильдара Абдразакова состоялся нынче уже в шестой раз и побывал в шести городах — Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Петрозаводске, Самаре, Казани. Он был посвящен великому басу Федору Шаляпину, чье 150-летие отмечает весь культурный мир. Концерты проходили при переполненных залах и утопали в овациях и цветах.

В современном оперном мире фестивали «от первого певческого лица» перестали быть редкостью. Но то, что придумал Ильдар Абдразаков, стоит особняком, поскольку кроме богатой концертной афиши «Абдразаков-фест» имеет серьезную образовательную программу. Ежегодно Фонд поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова (он и организует смотр) получает до тысячи заявок молодых вокалистов на участие в его мастер-классах. Записи всех без исключения соискателей певец прослушивает лично. В этом году приглашение на очные занятия получили почти четыре десятка начинающих. А за те шесть лет, что проходит фестиваль, успевший побывать в десятках российских городов от Владивостока до Москвы, бесценный профессиональный опыт на занятиях с Ильдаром Абдразаковым и его коллегами (причем совершенно бесплатно)получили уже несколько сотен молодых певцов. Так что через несколько лет вполне реально будет увидеть в афише очередного фестиваля гала-концерт тех артистов, для кого этот благотворительный проект стал судьбоносным.

Россия неисчерпаемо богата на красивые от природы голоса, а вот хороших педагогов не хватает. Восполняя пробел, в разные годы фестиваля Ильдар Абдразаков устраивал мастер-классы многих своих друзей-коллег. Среди них Аскар Абдразаков, Вероника Джиоева, Екатерина Семенчук, Василиса Бержанская, Дмитрий Вдовин, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Владислав Сулимский, Лоуренс Браунли, Лучано Ганчи, Клаудио Сгура, Сперанца Скаппуччи, Клаудио Ванделли, Александр Сладковский...В этом году мастер-сессия проходила в Петербурге, где Ильдар Абдразаков работал в тандеме с известной пианисткой Мзией Бахтуридзе, много лет служившей в легендарном миланском театре «Ла Скала».

По итогам занятий к концертному туру со звездами — на сей раз Ильдар Абдразаков позвал в него известных басов Станислава Трофимова и Алексея Тихомирова — повезло присоединиться сопрано Веронике Хорошевой из Уссурийска и меццо-сопрано Кристине Поповой из Москвы. А теноровый "цех«представил молодой солист Мариинского театра Кирилл Белов — участник одного из мастер-классов прошлых лет.

Концерты проходили в камерном формате с пианистом Евгением Сергеевым (Мурманск, Архангельск, Петрозаводск) и в сопровождении симфонического оркестра(в Самаре и Казани за дирижерским пультомстоял Денис Власенко). А гала-концертом на открытии фестиваля в Мариинском театре дирижировал Валерий Гергиев. Специальным гостем вечера стал знаменитый мексиканский тенор Рамон Варгас. Событие получилось не только культурным, но и светским: пока по мариинскому обыкновению начало задерживали минут на двадцать, селебрити увлеченно снимались на мобильные телефоны, а главный тренер футбольного клуба «Зенит» Сергей Семак раздавал автографы.

Сам же концерт Абдразакова и Варгаса — замечу, давних друзей — получился очень искренним и трогательным. Звучала самая разная музыка, а бисы «Bésamemucho» и «Очи черные» стали квинтэссенцией той дружеской, вдохновляющей, по-настоящему творческой атмосферы, которую Ильдар Абдразаков умеет замечательно создавать.

Прямая речь

Ильдар Абдразаков:

— Во всех городах тура мы были впервые, и везде публика принимала нас феноменально. Спасибо ей большое! Чувствовалось, что люди очень соскучились по настоящему вокальному искусству. Я даже сделал вывод, что в России, а, может быть, и во всем мире не менее популярными, чем знаменитое шоу трех теноров, могут стать шоу трех басов. Однако куда более важным достижением считаю нашу работу с молодыми певцами. С очень многими из тех, кто участвовал в прошлых мастер-классах, я поддерживаю контакт, слежу за их дальнейшим вокальным формированием. Ребята и сами охотно присылают записи, задают вопросы. А некоторые пишут, что после мастер-класса их профессиональная жизнь, само их музыкантское мышление изменились — пошли вперед, развились. Вот такие результаты нашего труда мне очень дороги.

Текст: Мария Бабалова
Газета «Труд»


« назад