Фестиваль Ильдара Абдразакова завершился в Поволжье

09/10/2023

Фестиваль Ильдара Абдразакова завершился в Поволжье

Гостеприимная Самара стала предпоследним городом на пути гастролей в Казань участников VI международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова.

Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова проходит ежегодно с 2018 года. За это время он стал одним из крупнейших, динамично развивающихся музыкальных форумов России. Программа фестиваля традиционно включает концерты с участием всемирно известных вокалистов и молодых оперных певцов, спектакли и благотворительные программы, а также образовательную часть, в которую входят серии мастер-классов, открытые репетиции звезд мировой оперной сцены, творческие встречи с музыкальными деятелями. В этом году смотр охватил шесть региональных центров: Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Петрозаводск, Самару и Казань.

На сцене Самарской филармонии оперный гала-концерт совпал с завершением очередного фестиваля «Шостакович. Над временем».

Фото: Евгений Евтюхов

Ильдар Абдразаков отметил в интервью перед концертом, что два фестиваля «встретились» неслучайно: «Мы с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем постоянно идем рядом. Дело в том, что у него день рождения 25 сентября, а у меня – 26-го. Как же нам разойтись? Я охотно пою его музыку. И даже есть записи из разных концертных залов мира. Недавно с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в Москве в Зале Зарядье спел Сюиту на стихи Микеланджело».

В программе вечера прозвучали увертюры и арии из опер русских и зарубежных композиторов. Самарцев и гостей города порадовали своими голосами солист музыкального театра "Геликон-Опера" Алексей Тихомиров, солист Мариинского театра Станислав Трофимов, приглашенный солист Мариинского театра Кирилл Белов, молодые певицы - участницы петербургских мастер-классов проекта - меццо-сопрано Кристина Попова и сопрано Вероника Хорошева. За дирижерским пультом Академического симфонического оркестра Самарской филармонии стоял художественный руководитель и главный дирижер коллектива Денис Власенко.

Вся программа была выстроена вокруг имени Фёдора Ивановича Шаляпина (к 150-летию со дня рождения великого русского певца). Исполнение знаменитых русских песен из его репертуара – «Эй, ухнем» и «Вдоль, по Питерской» трио басов: Абдразаков - Трофимов - Тихомиров воодушевило зал, разразившийся шумной овацией! Для многих слушателей такое поразительное пение стало уникальной возможностью ознакомиться с образцами русской оперной классики и испытать на себе магию таланта выдающихся артистов.

Фото: Евгений Евтюхов

Вечер открылся торжественными фанфарами Полонеза из оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин». Это церемониальное шествие предваряет знаменитую арию князя Гремина. Величие и аристократизм, чопорность и стать характеризуют этого героя с его степенным и размеренным басом. Ильдар Абдразаков передал все грани настроений персонажа в своей выходной арии. Русскую линию первого отделения программы вечера продолжил Романс молодого цыгана из юношеской оперы Сергея Рахманинова «Алеко» в пылком и страстном исполнении Кирилла Белова. В его же исполнении прозвучала Каватина Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Александра Бородина. Суровой исполинской мощи была исполнена знаменитая Песня Варяжского гостя из оперы-былины «Садко» Николая Римского-Корсакова, о событиях которой поведал бас Станислав Трофимов. Не менее трогательной стала его интерпретация предсмертной арии Ивана Сусанина из оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Упоением безграничной властью и несметными богатствами была проникнута знаменитая ария хана Кончака в блистательном исполнении Алексея Тихомирова. Отважен и скуп оказался его Мельник в опере Даргомыжского «Русалка», чью выходную арию Тихомиров спел непринужденно и с ухмылкой. Иронии и сарказма добавила знаменитая «Блоха» Модеста Мусоргского, из которой певец сделал настоящую комическую сценку. В каватине Алеко Ильдар Абдразаков буквально загипнотизировал публику своим мягким задушевным басом. Тех же томных чувств и эмоций был преисполнен романс Антона Рубинштейна «Клубится волною… » из цикла «Персидские песни». Кристина Попова и Вероника Хорошева исполнили арии Марфы из «Царской невесты» и Любавы из «Садко» Римского-Корсакова. Каждую из своих героинь обе певицы постарались наделить нежными и трогательными чувствами, демонстрируя убедительное качество пения и умение держаться на сцене.  

Арии и сцены из опер Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Франческо Чилеа, Шарля Гуно, Джоаккино Россини составили второе отделение гала-концерта. Певцы по достоинству представили своих персонажей, перевоплощаясь из одного образа в другой. Чего стоил один только дуэт Короля Филиппа и Великого инквизитора из оперы Верди «Дон Карлос» в непревзойденном фантастическом дуэте Ильдара Абдразакова и Алексея Тихомирова. Как оба баса слушали и взаимодополняли друг друга, демонстрируя феноменальную актерскую игру на сцене!

На фестивале Ильдара Абдразакова всегда царит доброжелательная атмосфера согласия и уюта. Это проявляется не только в артистическом потенциале, но и удивительной отдаче зала, который любит и ждет артистов, в каком бы уголке нашей страны они не выступали. Люди искренне верят и ценят общение с музыкантами, наслаждаются их мастерством, энергией и вдохновением. Сам же Ильдар с нетерпением ждет этих встреч и надеется на будущий праздник вокального искусства, который стартует следующей золотой осенью в необъятной и горячо любимой им России.

Текст: Виктор Александров
«Музыкальный Клондайк»


« назад