10/10/2023
Завершился VI Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова
Фестиваль, придуманный и организованный самым знаменитым российским оперным певцом в мире Ильдаром Абдразаковым, стал уже не только традицией, но и важным событием в культурной жизни всей России. Этот музыкальный форум не имеет себе подобных: каждый год помимо концертной программы, путешествующей по стране, в фестивальных рамках для молодых вокалистов проходят и мастер-классы, которые проводит сам Ильдар Абдразаков.
Фото: Евгений Евтюхов
Нынешний AbdrazakovFest предсказуемо был посвящен легендарному басу, великому Федору Ивановичу Шаляпину, чье 150-летие со дня рождения отмечается в этом году. Поэтому в концертный тур вместе с автором фестиваля отправились также именитые российские басы Станислав Трофимов и Алексей Тихомиров.
Правда, в гала-концерте открытия фестиваля на новой сцене Мариинского театра при поддержке мариинского оркестра, ведомого Валерием Гергиевым, дуэт Ильдару Абдразакову составил вовсе не бас, а всемирно знаменитый мексиканский тенор Рамон Варгас. В прежние годы они нередко выступали вместе в лучших оперных домах планеты, являя в самых разных спектаклях харизматическое противостояние светлого романтического и темного мистического начал в человеческой природе. В концерте же, программа которого отличалась очевидной спонтанностью, царило исключительно лишь дружеское настроение. Рамон Варгас покорял удивительной теплотой и сокрушительным обаянием, хотя нельзя было не заметить, что время не щадит даже большие таланты. Ильдар Абдразаков, нисколько не уступая другу и коллеге в мощи обаяния, каждым исполненным номером свидетельствовал, что находится в самом расцвете вокальных сил. Квинтэссенцией всеобщего расположения стали бисы в финале концерта - хиты всех времен и народов. Рамон Варгас спел "Bésame mucho" свой соотечественницы Консуэлы Веласкес, Ильдар Абдразаков в ответ - "Очи черные", а они дуэтом - "Гранаду" Агустина Лары.
И сразу после столь праздничного вечера фестиваль отправился в десятидневное странствие по поморско-поволжскому маршруту: Мурманск - Архангельск - Петрозаводск - Самара - Казань. К этому моменту уже завершилась образовательная часть фестиваля. Желающих принять участие в мастер-классах было более пятисот, отбор прошли всего около полусотни человек и только двоим лучшим - юным сопрано Веронике Хорошевой из Уссурийска и меццо-сопрано Кристине Поповой из Москвы повезло присоединиться к концертному туру со звездами. Взяли с собой басы и тенора - молодого солиста Мариинского театра Кирилла Белова, участвующего в одном из мастер-классов прошлых лет.
Мастер-класс от Абдразакова - не просто встречи с молодежью и разговоры со звездой обо всем. Это серьезные многочасовые занятия, где певец (иногда вместе с коллегами - в этом году вместе с пианисткой Мзией Бахтуридзе, много лет проработавшей в легендарном театре "Ла Скала") приоткрывает начинающим артистам профессиональные тонкости вокального искусства и особые приемы и секреты из собственной практики. Все уроки мастерства, как для занимающихся, так и для слушателей абсолютно бесплатны: расходы при содействии жертвователей берет на себя Фонд поддержки молодых талантов Ильдара Абдразакова (это дело семейное: президент Фонда - супруга певца Марика Абдразакова). А мастер-классы, традиционно транслируемые online, остаются без каких-либо ограничений в открытом доступе в интернет-сети. Для тех же избранных, кто удостаивается возможности персональных занятий, а тем более участия в концертном туре, фестиваль становится источником бесценного человеческого и профессионального опыта.
Во всех городах турне, в некоторых, где даже нет консерваторий и оперных театров, гостей принимали с неизменным благодарственным восторгом. Порой певцов публика категорически не хотела отпускать со сцены, и артисты на бис давали фактически третье отделение концерта. В финальной точке гастрольного маршрута - в Казани, на родине Шаляпина, также старалась продлить концертный вечер до бесконечности, а покидая знаменитый Зал имени Сайдашева активно недоумевала: почему Ильдар Абдразаков до сих пор не удостоен звания "Народного артиста России"?! Быть может, в течение года, уже к следующему фестивалю эта явная несправедливость будет устранена.
Текст: Мария Бабалова
« назад