04/10/2022
Ильдар Абдразаков: меня уже не удивить большими и красивыми голосами
Норильск – самый северный город в России. Приехать на край земли, ощутить дыхание Арктики – задача не из легких, а уж тем более когда в эти суровые места пожаловали оперные певцы. Пятый юбилейный фестиваль Ильдара Абдразакова добрался до Норильска. Этот город стал финальной точкой гастрольного тура по городам Сибири и Дальнего Востока. Услышать камерно-вокальную программу, составленную из произведений русских и зарубежных композиторов, мог любой желающий, кому повезло попасть на единственный концерт Ильдара Абдразакова, Владислава Сулимского и молодых вокалисток: Анастасии Сагайдак и Юлии Шавариной. Партию фортепиано исполнила концертмейстер Красноярского театра оперы и балета Евгения Солунская. Небольшой зал Норильского музыкального колледжа с превосходной акустикой пришелся по душе артистам.
Перед концертом корреспонденту
ВА Ильдар, география нынешнего тура несравнима с прошлыми фестивалями. В чем вы видите миссию своего проекта и как реализуете планы?
ИА Первый фестиваль мы открывали в Уфе. Нашей задачей было вывести на сцену молодых ребят. Кто-то из них еще учится, а кто-то уже закончил музыкальное заведение и пробует себя в профессии. Каждому необходим такой импульс, прежде всего, чтобы выйти на сцену концертных залов или театров с моими коллегами, прекрасными музыкантами, которые прославляют Россию по всему миру. Мне кажется, это большой урок, некий трамплин к будущим интересным событиям в их жизни. Я сам через это прошел. У меня были прекрасные педагоги, среди которых в первую очередь я хотел бы вспомнить Ирину Константиновну Архипову, которая меня заметила и пригласила участвовать в своих концертах. Она представляла нас, молодых ребят, после знаменитого Конкурса имени М. И. Глинки на разных площадках театров и концертных залов. Мне кажется, сегодня настал тот самый момент, когда мы можем передать молодежи наш опыт работы со знаменитыми режиссерами, вокалистами и дирижерами. У многих из молодых ребят есть шанс приехать и поучаствовать в мастер-классах, освоить вокальные стили исполнения произведений разных композиторов.
ВА В каждом из региональных центров нашей страны вы открываете новые вокальные имена. В этом году заметили Ану Кучерявый из Молдовы – замечательную певицу с удивительно ярким тембром голоса.
ИА На самом деле я не ждал чего-то такого сверхъестественного. Но когда Ана запела на мастер-классе в Ханты-Мансийске, мы с моим коллегой из Мариинки Владиславом Сулимским были очарованы ее потрясающим голосом, звуковедением, работоспособностью – тем, как она вышла на сцену, показала себя залу, исполнив вокальные произведения. Ее нам просто необходимо было представить публике и дать ей возможность выступить вместе с нами на концерте.
ВА Мне удалось немного пообщаться с Аной, и я узнал, что она почему-то долго не решалась выйти на оперную сцену.
ИА Она действительно немного стеснялась и боялась, немало было разных препятствий, но талант и прекрасный голос никуда не пропали. Рано или поздно мы все равно бы заметили Ану. И как прекрасно, что это произошло сейчас, да еще в Сибири. Мало того, выступление на гала-концерте в Ханты-Мансийске вместе с нами для Аны стало неожиданным сюрпризом. Она побежала в магазин и купила себе красивое платье. Затем вышла на сцену и в сопровождении оркестра проникновенно спела арию Русалки из оперы Дворжака. Публика очень тепло встретила Ану. Она осталась довольна. Мы со Славой теперь будем наблюдать за ее карьерой и поможем продвижению в самых разных проектах.
ВА На какие еще голоса вы обратили внимание на мастер-классе в Красноярске?
ИА Я отметил двух очень талантливых девушек, тенора были достойные. В любом случае, со всеми нужно работать. Большая ошибка заключается в выборе репертуара. Певец начинает бороться с партией. Он выходит на сцену, и начинается борьба, кто кого победит – партия певца или он ее. Этого принципиально не должно быть. Партия должна быть спета и сыграна на сто процентов. Нельзя выходить на сцену с мыслью о том, как я буду исполнять партию и сумею ли вообще допеть ее.
ВА Вы эту тенденцию наблюдаете во многих городах?
ИА Практически везде. Молодежь сразу хочет браться за большие драматические роли. Но, когда исполнительский аппарат еще не готов, когда певец еще не знает, как правильно связать звуки и фразы, зачем же браться за сложные произведения?
ВА Да, каждому необходимо сделать соответствующие выводы. А чего сегодня еще не хватает молодым певцам в постижении вокальных навыков?
ИА Не хватает создания сценического образа. Выходят некоторые певцы на сцену с пустыми глазами и думают о том, как прозвучит у них ария, как вообще ее спеть и постараться не быть скованным. А ведь, на самом деле, сколько же мы наблюдаем зажатых вокалистов сегодня! Как преодолеть эту проблему? Необходимо постоянно себя тренировать и чувствовать профессиональный рост. Честно говоря, меня уже не удивить большими и красивыми голосами. Но, если певец выходит на сцену и у него есть индивидуальность, он профессионально владеет голосом, пускай и небольшим по диапазону, если у него правильно проходит звуковая интонация, распределены гласные буквы, если он рисует голосом картины, он уже затрагивает наши сердца, и интерес к нему не пропадет. Он тебя просто захватывает в свои объятия.
ВА Но был случай, когда баритон в Красноярске, солист оперного театра, вышел на сцену для участия в мастер-классе, запел, и вы вместе с Владиславом Сулимским почувствовали теноровые тона в его тембре голоса?
ИА Да, мы со Славой прекрасно запомнили этот момент. С первых же нот в его голосе сразу был слышен теноровый призвук, такой красивый и ясный. Когда он пел баритоном, голос не так хорошо проявлял себя. Мы со Славой предложили попробовать исполнить ему несколько теноровых арий, в том числе знаменитую арию Ленского из «Евгения Онегина» Чайковского, и здесь солист неожиданно раскрылся. Если он будет думать как тенор, возьмет несколько уроков по вокалу, в том числе поработает с дирижером, то постепенно у него перестроится ход мыслей, и он может сделать прекрасную карьеру.
ВА Певцам мешает театральная рутина, тот мир, в котором каждый из них находится, постоянно в мыслях думы о репертуаре. Когда тут еще переучиваться? Их собственное мнение – залог будущей карьеры. Прислушаются ли они к вашему совету, или же выбор так и останется за ними?
ИА Безусловно, выбор за ними. Мы указали возможный путь, а дальше им решать, надо им это или нет. Если они прислушаются к нашим советам, мы готовы поддержать их в будущем.
ВА Учитывая обширную географию фестиваля, тяжело ли было адаптироваться к джетлагу? Как удавалось сохранять форму и быть в тонусе?
ИА Очень непросто, утомляемость все время давала о себе знать. Если бы мы прилетели в один из городов и провели там неделю или хотя бы пять дней, тогда другое дело. Но, когда каждые два-три дня мы перелетали из одного региона России в другой, учитывая не только колоссальную разницу во времени, но и в климате, организм не мог не почувствовать этого. Вот, например, в Норильске прохладный и сухой воздух, а в отелях очень тепло, поэтому необходима максимальная адаптация. Я не могу не думать о предстоящем концерте даже в такие минуты, ведь для нас, артистов, главное, чтобы публика, пришедшая в зрительный зал, была счастлива. Со мной в этом туре замечательные молодые вокалистки – сопрано Анастасия Сагайдак и меццо-сопрано Юлия Шаварина. Для меня огромное счастье – ездить по стране с молодыми ребятами, которые участвуют в концертах и которые выступают с оркестром впервые, показывать им новые сцены и самому видеть, знакомиться с интересными людьми. Я очень надеюсь, что еще вернусь сюда не один, а уже с моими новыми молодыми коллегами.
ВА Красноярский край – один из тех необъятных регионов нашей страны, который представлен на карте фестиваля концертами и мастер-классами в Красноярске и Норильске. Но это еще и родина вашего дорогого друга Дмитрия Хворостовского. Сегодня перед мастер-классами мы побывали с вами в Сибирском государственном институте искусств имени Хворостовского. Какие у вас остались впечатления?
ИА Я впервые здесь, но прекрасно помню рассказы Димы о его первом педагоге, оперной певице Екатерине Иофель. Увидел наконец-то его портрет с ней – в фойе рядом с классами. Я очень рад, что люди берегут и чтут память Димы – как музыканта и как личности: в институте на стенах везде фотографии, афиши спектаклей и концертов Димы в разных уголках мира.
ВА В октябре пройдет очередной фестиваль имени Дмитрия Хворостовского на Красноярской земле, и вы будете открывать его?
ИА Да, впервые выступлю с Красноярским симфоническим оркестром в этом грандиозном проекте. Этот фестиваль – дань памяти и уважения Диме, его великому голосу и таланту.
ВА Не могу не спросить о вашем отношении к роли царя Бориса в связи с предстоящей серией премьерных спектаклей оперы «Борис Годунов» Мусоргского в миланском театре Ла Скала. В чем для вас состоит сложность и многогранность партии этого героя?
ИА Если даже я играю негативных персонажей, как например, Мефистофеля или Короля Филиппа, все равно доля какой-то горечи и боли во мне остается. В таких крупных произведениях, как «Борис Годунов» и «Дон Карлос» чувства передаются зрителю от исполнителя не только через боль и страдания, но и посредством дыхания, той самой интонации, когда мой герой, какой бы ни занимал высокий пост, остается внутри себя человеком. Он также смеется, плачет, и жизнь его все равно продолжается.
ВА Как вы считаете, может ли повлиять режиссерское решение концепции спектакля на ваше отношение к роли? В чем-то могут возникнуть у вас разногласия с режиссером?
ИА Режиссер предложит свою версию, которую нам, артистам, в любом случае, придется принять. Мы будем исходить из условий и тех задач, которые он нам предложит в данной постановке. Единственное, я не хотел бы, чтобы сегодня была какая-то провокационная постановка, направленная во вред либо в насмешку над великой историей нашей страны. Все повторяется, а опера Мусоргского и драма Пушкина остаются вечными.
Текст: Виктор Александров
« назад