05/09/2022
Гала-концертом в Московской консерватории стартовал V фестиваль Ильдара Абдразакова
Музыкальный форум, придуманный всемирно знаменитым оперным певцом несколько лет назад, - уникальный проект на мировой музыкальной карте.
Путешествующий по России, он важен и профессионалам, и меломанам. Широкой публике он предлагает концерты на самом высоком звездном уровне даже в тех далеких от столиц городах, где, казалось бы, нет подобающих залов, а начинающим свой творческий путь вокалистам предоставляет не менее редкую возможность принять участие в обширной образовательной программе, получить мастер-класс от именитых коллег и, в итоге, разделить с ними и сцену, и успех. На сей раз фестиваль - это визиты в семь городов от Владивостока до Уфы и не только пример профессионального наставничества, но щедрости души, которую не так часто можно встретить на оперной звездной орбите.
На открытии фестиваля вместе с Ильдаром Абдразаковым и знаменитым баритоном Мариинского театра Владиславом Сулимским выступили воспитанники Молодежной оперной программы Большого театра сопрано Лилит Давтян, меццо-сопрано Ульяна Бирюкова, бас Алексей Кулагин, а также сопрано Ольга Привалова, которая сегодня занимается в Международной Академии музыки Елены Образцовой. Все они прежде уже брали уроки мастерства у Ильдара Абдразакова.
Кроме того, на концерт приехал Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан. В каждом элементе фестивальной программы певец находит возможность для поддержки. В данном случае он пригласил на концерт в столицу коллектив из родной Уфы. Место за дирижерским пультом занял Константин Чудовский - главный дирижер екатеринбургского театра "Урал Опера Балет".
Вечер начался с музыки Моцарта. И чтобы снизить градус формальности, какой обычно отличаются торжественные открытия, а также явно для того, чтобы уменьшить волнение молодежи, Ильдар Абдразаков исполнил арию Лепорелло из оперы "Дон Жуан" в шутейной манере с буклетом фестиваля в руках, как бы представляя маршруты нынешнего форума. При этом в целом программа концерта отличалась масштабностью и серьезностью: от барокко до бельканто, от русской музыки до сочинений Верди, и была составлена таким образом, что публика получила возможность услышать фрагменты из многих опер, что сегодня не представлены в афишах не только столичных, да и вообще российских театров.
Безусловно, соседствовать с такими мастерами, как Ильдар Абдразаков или Владислав Сулимский, для молодежи было совсем не просто. К тому же, по сути, филармонический оркестр, несмотря на дирижерские старания, не всегда демонстрировал точность и чуткость оперного аккомпанемента.
И все же очень хороши, например, были Лилит Давтян и Ульяна Бирюкова в "Баркароле" из "Сказок Гофмана" Оффенбаха, где им удалось достичь по-настоящему красивого слияния голосов. Отличными получились и Ромео у Ульяны Бирюковой из "Капулетти и Монтекки" Беллини, и Клеопатра у Лилит Давтян из оперы Генделя "Юлий Цезарь в Египте", Алексей Кулагин эффектно исполнил каватину дона Сильвы из оперы Верди "Эрнани". А вот Ольге Приваловой, к сожалению, не всегда удавалось совладать со своим большим, интересным голосом и найти верную интонацию, будь то Неддой из "Паяцев" Леонкавалло или Леонорой из "Силы судьбы" Верди.
Тут сама собой и проступила, наверное, одна из главных тем в оперном искусстве: голос, каким бы он уникальным ни был, не есть тождество высококлассного певца. Без владения вокальной техникой, стилистического чутья, языковых знаний и умения подбирать репертуар, соразмерный голосу и таланту, достойного результата не добиться. И мастер-класс, конечно, учебный процесс не заменит, но подарит ценные ориентиры в профессии.
И концертное выступление двух настоящих звезд оказалось тоже прекрасным мастер-классом. Иногда он даже превращался в интригующий баттл выдающихся оперных певцов, оставаясь поучительным уроком не только для молодых вокалистов, но и для зрителей. Публика с поразительным неофитством для консерваторской аудитории громко удивлялась, к примеру, тому, что у Верди есть опера "Оберто, граф ди Сан-Бонифачо" (Ильдар Абдразаков в концерте исполнил арию главного героя), или то и дело пыталась аплодировать между частями арий и дуэтов. Солисты и дирижер лишь улыбались в ответ.
Помимо столицы, фестивальный десант в этом году высадится во Владивостоке, Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске и Норильске. Финальный аккорд прозвучит в лицейский день, 19 октября, в Уфе. На сцене Башкирского театра оперы и балета в полуконцертном формате будет исполнена опера Мусоргского "Борис Годунов", в заглавной партии - Ильдар Абдразаков.
Текст: Мария Бабалова
« назад