13/08/2022
Партия Ильдара
Со 2 сентября в семи российских городах — Москве, Владивостоке, Сургуте, Ханты-Мансийске, Красноярске, Норильске и Уфе — пройдет V Международный музыкальный фестиваль #AbdrazakovFest. Его основатель, знаменитый оперный бас Ильдар Абдразаков, рассказал о своем участии в сериале «Шаляпин», музыкальности гольфа и о том, какой оперой откроется новый сезон в «Ла Скала».
Солиста Мариинского театра Ильдара Абдразакова часто называют лучшим басом мира, но сам он не соглашается: «Я же скромный парень!» Сорокапятилетний оперный певец выступает по всему миру, однако не забывает о башкирских корнях и в прошлом году устроил гала-концерт в честь 95-летия своего педагога Миляуши Муртазиной. С 2018 года Абдразаков проводит фестиваль в поддержку талантливой молодежи и говорит, что тоже учится у нее.
Ильдар, вы недавно были в жюри конкурса молодых оперных певцов в Твери. Что вам дает судейство? Легко ли критиковать?
Приятнее хвалить (смеется). Я не критикую, просто даю советы. Критикуют пусть педагоги, которые знают возможности певца. А я в качестве члена жюри буду оценивать то, что слышу сейчас. Если певец подойдет и спросит, над чем работать, я с удовольствием подскажу. Для меня конкурсы — это возможность пообщаться с молодежью. Я являюсь художественным руководителем Международной академии музыки Елены Образцовой и уже пять лет провожу свой фестиваль. Уделяю много времени работе с начинающими певцами. Для меня это радость, потому что я и сам учусь у них.
Чьи советы вам самому пригодились, когда вы только начинали?
Ирины Архиповой, легендарной оперной певицы. Мы много ездили по России, она меня приглашала участвовать в своих концертах. Бывало, садились в поезд в Смоленск или Осташков, и она рассказывала, как красиво спеть, например, романс. На что нужно обратить внимание, ведь многие романсы пишутся с двойным смыслом. Или в них встречаются старинные слова, которые мы в быту уже не используем.
Почему вы решили сделать свой фестиваль?
Я хотел дать молодежи шанс себя проявить, выступить с певцами международного уровня. И поучаствовать в образовательных программах. Фестиваль живет, развивается очень быстро. Даже в пандемию мы не стали его переносить и получили рекордные 450 заявок. Записи, которые присылают певцы, я прослушиваю сам, а потом приглашаю их на персональный мастер-класс. Лучших участников мы зовем выступить на концерте или на нескольких.
Молодые артисты хотят, чтобы им подсказали, мечтают выйти на крупные сцены. Мариинская молодежь ко мне подходит: «А когда следующий фестиваль? Я с удовольствием приму участие». Сейчас пробиться не так уж и просто, конкуренция большая. А я всегда приглашаю опытных коллег, артистов, музыкантов, дирижеров, которые работают с молодыми. Некоторые ребята по итогам фестивалей были приглашены на фестивали и постановки за рубежом.
Например?
Тенор Кирилл Белов. Он прекрасно себя показал, и после нашего фестиваля его пригласили в Оперу Монте-Карло. Мы с ним вместе пели «Бориса Годунова»: я — Бориса, а он — партию юродивого. Между прочим, непростая партия, ее исполняют достаточно маститые певцы. Еще сопрано Диляра Идрисова — сейчас она мировая звезда. Были и певцы из других стран, у нас же международный фестиваль. Один молодой человек из Кореи после фестиваля получил приглашение в Молодежную программу Ковент-Гардена в Лондоне. Если хотя бы один певец, принимающий участие в фестивале, получает контракт или ангажемент в театре, это уже здорово.
В августе у вас три концерта на Зальцбургском фестивале с Риккардо Мути. Радостно возвращаться туда вновь и вновь?
Конечно. Зальцбург — один из крупнейших европейских фестивалей, куда съезжаются главные звезды сегодняшней оперы: дирижеры, режиссеры, директора, артисты. Билеты на некоторые спектакли раскупаются в течение часа!
Моим дебютным спектаклем в Зальцбурге был «Моисей и фараон» Юргена Флимма, за пультом стоял Риккардо Мути. Это был 2009 год. Современная постановка тогда получилась не очень интересной, на мой взгляд. Зато мне очень понравился «Фауст» в постановке Райнхарда фон дер Таннена, где я пел Мефистофеля. Светлый и красивый спектакль. И, разумеется, великолепная «Итальянка в Алжире» с Чечилией Бартоли. Режиссеры Моше Лейзер и Патрис Корье перенесли действие в наше время, и мой герой Мустафа превратился из алжирского бея в мафиози.
Кто из современных режиссеров ставит оперы со вкусом?
Дмитрий Черняков, Василий Бархатов, Роберт Карсен, Дэвид Маквикар, Давиде Ливерморе. Последний часто работает в миланском оперном театре «Ла Скала». Его постановками с моим участием «Аттила» и «Макбет» в разные годы открывался сезон. А главным спектаклем грядущего сезона станет «Борис Годунов» Модеста Мусоргского.
Я очень счастлив, что в такое непростое время театр «Ла Скала» не отменил русскую постановку. Состав певцов будет международный, но в основном, конечно же, из России, а за дирижерский пульт встанет главный дирижер театра Риккардо Шайи. Несколько лет назад он мне и предложил: «Ильдар, давай возьмем „Бориса“, я готов делать его только с тобой». Я с удовольствием согласился. Ставить будет датский режиссер Каспер Холтен, с ним мы раньше не работали.
Чем оперные спектакли, по вашим ощущениям, отличаются от концертов?
Это всегда тесная работа с коллегами. С кем-то ты близко дружишь и можешь с ним пошутить на сцене, он поймет. Мы же работаем живьем, и делать одно и то же десять спектаклей подряд немножко скучновато. Поэтому мы внутри спектакля находим моменты (без ущерба основному замыслу) и начинаем импровизировать. Живем на сцене, а не просто ходим по ней, как роботы, по команде режиссера.
Вы недавно записали фонограмму для сериала «Шаляпин». Был соблазн спеть, как Фёдор Иванович?
Это уже третий Шаляпин в моей карьере после «Караморы» Данилы Козловского и фильма «Ёлки 1914». Голос я не менял, пел своим. Даже если это фильм про Шаляпина, просто смешно подражать Фёдору Ивановичу.
Вы поете не только оперу, но и джаз — это благодаря Игорю Бутману?
С Игорем мы познакомились в Нью-Йорке, в клубе Blue Note: я пришел на его выступление. В пандемию начали общаться и в итоге сделали программу военных песен, которая была показана по телевидению. Потом устроили летний концерт — там была и американская джазовая классика, и советские песни в джазовой обработке. А совсем недавно Игорь меня пригласил на свой первый Международный джазовый фестиваль в Москве. Я участвовал в заключительном концерте, пел номера из наших программ. Завершали «Подмосковными вечерами» с шикарной джазовой импровизацией.
А в Уфе вы бываете?
Тоже благодаря своему фестивалю. В прошлом году один из дней мы посвятили нашему педагогу Миляуше Муртазиной. Я собрал на гала-концерт в честь ее 95-летия ее лучших учеников и прославленных артистов. Мы установили у нее дома монитор, в зале поставили камеры, и в прямой трансляции спели для нее концерт. Миляуше Галеевне было очень приятно. Потом я ей позвонил, поднес к микрофону телефон. Она поблагодарила всех участников и зрителей, которые пришли на концерт и поздравили ее с юбилеем.
Вы много лет играете в гольф — чем он вас привлекает?
Удар по шарику подобен моменту, когда ты начинаешь петь. Для красивого звукоизвлечения нужны синхронность дыхания и работы связок. И так же нужна синхронность, когда ударяешь по шарику: чтобы правильно стояли руки, двигался корпус. Когда ты слышишь красивый звук после удара, тогда шарик летит далеко, а если не получается, это тоже слышно: звук тупой, не звонкий. В этом я нахожу параллель с пением. Кроме того, гольф — это свежий воздух, замечательная атмосфера. Обычно в гольф играют четыре человека, но если никого нет, ты можешь и один выйти на поле, пройти 18 лунок и получить огромное удовольствие.
А по темпераменту гольф вам подходит?
Больше, конечно, хоккей. Маленьким мальчиком я смотрел, как играли лучшие игроки Советского Союза того времени, легенды нашего хоккея — Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Алексей Касатонов, Виталий Прохоров, Александр Могильный. И даже представить себе не мог, что пройдет время и я периодически буду играть в хоккей с некоторыми из них. И даже, кстати, с Бутманом мы тоже иногда играем в хоккей! Я очень счастлив выходить в одной команде с такими прекрасными людьми — и там-то я как раз выпускаю все эмоции наружу.
Текст: Полина Сурнина
Журнал «РЖД Тур»
« назад