20/07/2021

Ильдар Абдразаков: «Для того, чтобы хорошо петь, надо много трудиться»

В Астрахани завершилась программа IV международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова.

10 насыщенных жарких дней от Сибири до Поволжья —  оперные гала-концерты, мастер-классы, общение с артистами вселили и без того немало будущих творческих перспектив. Ведь там, где Ильдар Абдразаков никогда не бывает скучно! Вместе с друзьями и коллегами он посетил несколько регионов России — Москву, Уфу, Новосибирск, Томск, Тюмень и Астрахань.

В Астраханском театре оперы и балета в сопровождении оркестра театра под управлением Валерия Воронина выступили звёзды мировой оперы: Ильдар Абдразаков, Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, а также участники молодёжной образовательной программы Фонда Ильдара Абдразакова: Ирина Котова и Дмитрий Чеблыков.

Разноплановую программу гала-концерта составили сцены и арии из опер Жоржа Бизе, Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Антонина Дворжака, Гаэтано Доницетти, Густава Шарпантье, Шарля Гуно, Вольфганга Амадея Моцарта, неаполитанские песни и знаменитые "Подмосковные вечера" Василия Соловьёва-Седого, ставшие в тот вечер астраханскими.

Ильдар Абдразаков: «Я давно мечтал выступить в Астрахани, наконец-то, свершилось! Театр здесь красивый, очень впечатляет. Я много гастролировал по миру, в Ла Скала сыграл более 150 спектаклей. В астраханском театре я впервые! Надеюсь, что всё своё мастерство, опыт, накопленный годами, представлю местной публике. Для того, чтобы хорошо петь, надо много трудиться. Если не заниматься, то быстро потеряешь форму. Быть певцом — это огромный труд. Наш фестиваль, которому уже четыре года, занят поиском самородков, талантов, ребят с прекрасными голосами. Мы пытаемся им помочь, вывести вместе с нами на большую сцену, что-то подсказать — о технологии пения, фразировке, стилистике. Многие ребята из провинции, им просто необходимо протянуть руку помощи, их голоса должны услышать на сценах российских театров и концертных залов».

В каждом из российских регионов встреча с местной публикой сулила немало надежд и приятных откровений. Артисты не могли не почувствовать взаимную энергию зрителя.

Ильдар Абдразаков: «Публика везде, особенно в глубинке, такая тёплая и доброжелательная! Когда артисты приезжают из больших городов в провинцию, для местной публики это невероятный заряд энергии! Вы с этими ощущениями приходите после концерта домой и долго не можете пережить их. Я сам из Уфы и прекрасно знаю, о чём говорю. В столицах тебя часто оценивают. Здесь же всё очень добродушно и естественно. Мы не можем этого не чувствовать».

Именно такая атмосфера царила в Тюменской филармонии. Гала-концерт стал триумфальным аккордом сибирской программы фестиваля Ильдара Абдразакова в Тюмени, совпавшим с XII музыкальным фестивалем "Лето в тобольском кремле".  Ранее концерт планировалось провести именно там в формате open-air, но из-за сложной эпидемиологической обстановки мероприятие перенесли в Тюмень.

В концертном зале имени  Юрия Гуляева выступили звёзды мировой оперы: Ильдар Абдразаков, Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, а также молодые вокалисты, участники образовательной программы фестиваля: Ульяна Бирюкова, Ирина Котова и Рауф Тимергазин. В сопровождении Тюменского филармонического оркестра под управлением Владимира Добровольского артисты спели арии и сцены из опер Жоржа Бизе, Джузеппе Верди, Джоаккино Россини, Вольфганга Амадея Моцарта, Джакомо Пуччини, Жака Оффенбаха, Гаэтано Доницетти, Шарля Гуно, Винченцо Беллини, Александра Бородина, неаполитанские песни и арии из сарсуэл.

Каждый из солистов впечатлил своей великолепной актёрской игрой, мощным вокалом и эмоциональным темпераментом. Чего стоил один комический терцет «Паппатачи» из «Итальянки в Алжире» Россини в непревзойдённом исполнении Ильдара Абдразакова, Василия Ладюка и Дмитрия Корчака. Как каждый из солистов был импозантен, неприхотлив и обаятелен в этом чудном музыкальном ансамбле! Вероника Джиоева страстно и непринуждённо спела томную кантилену хора невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Эта гениальная музыкальная тема свойственна натуре певицы, тонко чувствующей пряную экзотику музыкального Востока. Отличилась в этом вечере команда молодых певцов в лице Ирины Котовой, Ульяны Бирюковой и Рауфа Тимергазина. У каждого из них, несомненно, большое будущее и успешная творческая перспектива.

Ильдар Абдразаков: «Поскольку я знаю их уже полгода, с февральских мастер-классов, то ощущаю рост этих ребят. Кто-то меня порадовал, кто-то не очень — это могло быть связано и с внешними обстоятельствами, например, аномальной жарой в регионе. В этих условиях труднее выступать и опытным артистам, не говоря уже о молодёжи. Например, контраст между уличной температурой и кондиционированными помещениями очень влияет на голосовой аппарат — в то же время без кондиционирования работать становилось просто невозможно».

Вслед за Новосибирском эстафету образовательных мастер-классов подхватила знойная Астрахань. 19 молодых исполнителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Уфы, Владикавказа, Новосибирска и Саки прошли строгий отбор коучей фестиваля. Несмотря на изнуряющую астраханскую жару, прослушивания молодых вокалистов в театре оперы и балета продолжались целый день.  Хотелось бы отметить  героическую работу концертмейстера Ребекки Магомедовой, которая чутко аккомпанировала каждому из солистов, проявляя максимальное терпение и взаимный творческий подход. К сожалению, ситуация с вокальной школой сегодня сложилась отнюдь не благоприятная. Большинство певцов показали себя далеко не в лучшей форме, что сказалось на отсутствии понимания исполняемого материала. Мало заниматься огранкой голоса, необходимо помнить и о том материале, который в данный момент исполняешь, работать над текстом и фразировкой, быть внимательным ко всем художественным деталям. Все эти факторы молодые участники не учли, а кое-кто даже отважился на репертуар, не соответствующий возрастным рамкам. Для того, чтобы постичь всё это, требуется время, навык и колоссальный опыт. Художественный руководитель Молодёжной оперной программы Большого театра России, известный педагог Дмитрий Вдовин вместе с Вероникой Джиоевой, Ильдаром Абдразаковым и Дмитрием Корчаком потратили немало времени и усилий, чтобы помочь убедить солистов в преодолении их сложностей и проблем в вокальном деле. Сегодня мало, кто думает о культуре и красоте пения. Молодёжь больше интересует амплитуда голоса и забывает самое драгоценное его свойство – умение  мудро распоряжаться собственным голосовым аппаратом.

Вероника Джиоева также отметила ряд проблем, которыми сегодня охвачено новое поколение молодых певцов:

Вероника Джиоева: «Есть очень хорошие голоса, но многого не хватает  для превращения в настоящего оперного певца. Всем надо много интенсивно заниматься. Мне кажется, большая проблема заключена в педагогах — и у нас, и в Европе. Ушел вкус на правильное звучание, на тех певиц и певцов прошлого, что для нас в своё время являлись эталонами. Пришло новое поколение режиссёров и дирижёров, которые утверждают, что прошлые стандарты уже не годятся, что это уже не модно. В результате получается, что модным стало откровенно плохое пение — непрофессиональное. Это и на зрителе отражается — постепенно приучают к этому новому стандарту, который сам по себе ужасен! Зрителю теперь нравится всё подряд — чем более примитивнее пение, тем лучше реагируют. Для меня это каждый раз потрясение —часто публика лучше реагирует на плохо поющих певцов, чем на обученных. Школьное, правильное пение, не вызывает такого отклика в зале, как просто громкое, напористое, но зачастую ниже всяких профессиональных рамок. С молодёжью в рамках Фонда мы поработали основательно — те, кто выходит на концертах, это лучшие, отобранные, все очень талантливые и перспективные, и именно благодаря Ильдару это всё стало возможным. Очень он помогает и своим друзьям, и молодым певцам — а мы его всячески поддерживаем».

Фестиваль завершился торжественным гала-концертом в Астраханском театре оперы и балета. Сам Ильдар Абдразаков остался доволен новым форматом фестиваля, его географией и концепцией программ, региональными оркестрами и молодыми вокалистами, в которых артист искренне твёрдо верит. Ведь они и являются залогом будущих творческих проектов Фонда.

Текст: Виктор Александров
«Музыкальные сезоны»


« назад