02/07/2021
Бурные овации и двадцатиминутный «бис»
О культурной жизни города говорят часто – и самим сибирякам, и гостям города она видится как богатая и яркая история. Даже в пандемийное время театры и концертные залы дарили публике уникальные программы, и феерическим итогом непростого творческого сезона стал Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова, с которым Новосибирск встретился впервые. И эта встреча, как отозвались о ней слушатели фестиваля, запомнится городу надолго.
IV Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова прошёл в Новосибирске 27 и 28 июня. На сцене филармонии вместе с новосибирским академическим симфоническим оркестром выступили звёзды мировой оперы Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак и Василиса Бержанская, а также молодые исполнители – участники образовательной программы.
Под занавес творческого сезона концерт стал для новосибирской публики истинным подарком – лучшие оперные голоса страны и мира, яркие лирические и комические номера и заразительное, не побоимся этого слова в пандемию, наслаждение искусством окутали город в эти июньские дни.
Первый день фестиваля был посвящен плотной работе на мастер-классах, заявки на участие в которых прислали около 200 молодых певцов.
Победителями конкурсного отбора и участниками занятий с Ильдаром Абдразаковым, Василием Ладюком и Дмитрием Корчаком стали 13 молодых исполнителей из Новосибирска, Норильска, Екатеринбурга, Томска, Кемерово и Белогорска Амурской области. А по итогам занятий молодые исполнители Виктория Шевченко и Андрей Меркульев получили приглашение выступить вместе со звездными певцами в гала-концерте 28 июня.
«Мастер-классы – это важнейшая часть проекта, и образовательная составляющая фестиваля не только позволяет молодым исполнителям совершенствовать мастерство, но и открывает для певцов новые горизонты», – рассказал художественный руководитель фестиваля, оперный певец Ильдар Абдразаков.
И это без преувеличения так. Например, участница мастер-классов Виктория Шевченко выступила в Новосибирске с симфоническим оркестром впервые в жизни. И поделилась эмоциями: «Хотелось даже плакать от счастья».
О высокой социальной значимости фестиваля, наряду с его фееричностью, рассказали представители власти и деятели культуры Новосибирской области.
«Ценность этого фестиваля заключается в том, что звезды мировой оперы не просто делятся своим искусством со слушателями, но и проводят мастер-классы для молодых исполнителей, приглашают их к участию в концерте и тем самым открывают для них новые перспективы. И такие концерты, и его образовательная составляющая очень востребованы и у новосибирских молодых исполнителей, и у новосибирской публики – публики требовательной и искушенной, но вместе с тем умеющей быть благодарной», – отметил «Континенту Сибирь» первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов.
На важности образовательной программы акцентировала внимание и директор Новосибирского молодёжного академического театра «Глобус» Татьяна Людмилина.
«Концерт меня интересовал, в первую очередь, проявлением своей социальной значимости. Одно дело, когда приезжают звёзды мировой оперы, и для слушателей поют лучший бас, лучший баритон и лучший тенор, и другое – когда они не только проводят концерт, но и ведут большую просветительскую работу. Я видела короткий фрагмент мастер-класса, который проводили исполнители, и уже после концерта убедилась, что это очень большие инвестиции в будущее музыкального искусства России. Для молодого солиста это уникальная возможность – одномоментно получить мастер-класс от Ильдара Абдразакова, Василия Ладюка и Дмитрия Корчака», – рассказала Татьяна Людмилина.
Но, конечно, нельзя обойти стороной и «сливки» фестиваля – его программу.
Первое отделение концерта подарило слушателем лирическое настроение: в нём прозвучали арии из опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта» и «Орлеанская дева» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова. Второе отделение было составлено из произведений европейской оперной классики – здесь слушатели наслаждались в чём-то чувственными, в чём-то – яркими и лёгкими ариями из опер «Лакме» Делиба, «Вертер» Массне, «Андре Шенье» Джордано и «Севильский цирюльник» и «Итальянка в Алжире» Россини.
«Первое отделение концерта было серьёзным, лирическим, и мы тоже вели себя сдержанно и серьезно, а уже во втором решили немножко побаловаться. Для нас ведь этот концерт, как и для публики, праздник: мы не всегда собираемся в таком составе, для нас это было долгожданной поездкой и в плане общения, и в плане совместных выступлений. И, конечно, когда концерт был близок к финалу и мы исполняли комические оперы, мы позволили себе немного, в рамках приличия, повалять дурака. Мы повеселились и сами, и повеселили слушателей», – рассказал оперный певец Василий Ладюк.
Финальные номера концерта, как это показалось некоторым слушателям, были экспромтом – настолько открыто и эмоционально они исполнялись. Но не всё было так, как себе представляла публика, хотя и доля истины в этих представлениях есть.
«Финальные номера программы, конечно, были запланированы, но и ноткам экспромта было место. Дело в том, что ни я, ни Дмитрий Корчак «Итальянку в Алжире» не исполняли, поэтому мы пытались обыгрывать действие с нотами, создавать впечатление, будто наигранно поём по нотам. И, по-моему, у нас получилось. Вообще, Ильдар создал нам подушку комфорта и в большей степени отыгрывал что-то он, а мы отвечали ему взаимностью на сцене. Так бывает – планы планами, но не всегда получается выучить номер наизусть в совершенстве, потому что у каждого своя плотная загрузка, и не всегда есть то количество времени, которое необходимо», – добавил Василий Ладюк.
Профессионально составленную программу отметила также директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина. И, по её словам, программа во многом была открытием для новосибирской публики.
«Конечно, концерт стал событием в культурной жизни Новосибирска не только потому, что он очаровал слушателей своей энергетикой и атмосферой, но и потому, что отличался грамотно составленной программой. В первом отделении концерта мы услышали арии из русских опер, а во втором – не просто насладились знаковыми произведениями французских и итальянских композиторов, но услышали фрагменты из редко исполняемых опер. Для нас открыли роскошную оперу «Итальянка в Алжире», и то, что мы услышали на концерте – это подвижничество в продвижении прекрасной зарубежной классики. Это очень высокопрофессионально – закончить концерт не оперным шлягером, а малознакомым для большинства зрителей номером. И я уверена, что многие запомнили «Итальянку в Алжире» как прекрасную оперу и захотят познакомиться с ней поближе», – рассказала Татьяна Людмилина.
О том, что концерт станет одним из самых ярких событий сезона, и в антракте, и по завершении концерта с восторгом отмечали зрители. И лучшее тому подтверждение – бурные овации зала.
«Концерт в Новосибирске стал для нас непредсказуемой историей, потому что за всё время пандемии увидеть и услышать аплодисменты 100% загрузки зала – это потрясающие чувства. Никакая 25% или 50% заполняемость не сравнится с этими ощущениями, это совершенно другая энергетика и другой звук, – рассказал Василий Ладюк. – Вообще, то, как нас принимали новосибирские слушатели и не хотели отпускать со сцены, устроив двадцатиминутные овации в финале – уже незабываемо, и в ответ на такой прием хотелось продолжать дарить публике, которая так тепло нас приняла, фантастические эмоции».
Впечатлениями о программе и концерте поделился и директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис, особенно отметив актёрский талант певцов.
«Ильдар Абдразаков – замечательный артист и вокалист. Обладатель роскошного баса, он способен преуспеть в самых разных по стилю, по форме, наконец, по настроению произведениях от лирических арий русской оперы до шедевров мировой западной классики. Ему одинаково хорошо удаются и Чайковский, и Верди. Публика с восторгом реагировала на все номера, исполняемые Абдразаковым, но особыми овациями она встречала те номера, в которых был очевиден еще и актерский талант певца. Видно, что ему присуще и чувство иронии, и жанр гротеска, – говорит Леонид Кипнис. – Конечно, прекрасны были и Василий Ладюк, и Дмитрий Корчак. Хорош был и молодой солист Андрей Меркульев, принимавший участие в мастер-классе Ильдара Абдразакова. И это лишний раз убеждает, насколько важны такие мастер-классы для молодых дарований: именно там молодой вокалист может заявить о себе и получить надежду выступить в одном концерте с мэтром».
В своём высказывании о фестивальном концерте директор театра обратил внимание на еще одну немаловажную историю, а именно – на отношение публики к театрам Новосибирска и их артистам.
«Конечно, публика очень тепло принимала приезжих звезд. Плохо только то, что в своем большинстве многие зрители шли на известные имена, а не только потому, что являются тонкими ценителями и меломанами. Убеждение «нет пророка в своем отечестве» зачастую не позволяет понять, что и в новосибирских театрах много тех певцов, которыми вполне можно гордиться», – отметил Леонид Кипнис.
Концерт музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова получился многогранным и, конечно, широко обсуждаемым в городе. Но главное – у новосибирских слушателей и молодых исполнителей будет возможность насладиться фестивалем вновь, чем поделился первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов.
«Я благодарен организаторам фестиваля не только за феерическое событие, но и за то, что нам удалось договориться о дальнейшем сотрудничестве. С Ильдаром Абдразаковым и директором Фонда поддержки молодых талантов мы встретились перед концертом и обсудили возможность возвращения фестиваля в Новосибирск в следующем году, – отметил «Континенту Сибирь» Юрий Петухов. – Пока мы сошлись на том, что организаторы подготовят программу предложений, а мы со своей стороны дали обещание, что обеспечим необходимые организационные ресурсы. Нам очень хотелось бы, чтобы такие яркие концерты в следующем сезоне происходили чаще».
И следующий сезон новосибирская публика будет ждать с придыханием, ведь он обещает быть не менее ярким. А пока – слушатели вспоминают исполненные на бис финал I действия оперы «Итальянка в Алжире» и неаполитанскую песню Funiculì funiculà и мысленно говорят этому непростому, но красивому постпандемийному сезону – «браво». Ведь он действительно получился таким?
Текст: Сюзанна Закарян
« назад