Мастер-класс от звезд вокала: завершилась образовательная часть фестиваля Ильдара Абдразакова

11/02/2021

Мастер-класс от звезд вокала: завершилась образовательная часть фестиваля Ильдара Абдразакова

Заключительным мероприятием стал гала-концерт в Большом зале Московской консерватории восьмого февраля.
Персональные фестивали появились у нас на излете советской эпохи. Из вокалистов – звезд советской эпохи – персональные фестиваля, имевшие большой резонанс и длительную историю, сумели организовать Ирина Архипова и Мария Биешу: первая проводила его в разных городах России, вторая – в родном театре в Кишиневе. Вслед за ними ближе к 2000-м годам подтянулись певцы следующей генерации, такие как Дмитрий Хворостовский и Любовь Казарновская.
В Москве все последние годы стабильно проходят личные фестивали действующих российских звезд вокала – Динары Алиевой, Хиблы Герзмавы, Василия Ладюка. Фестиваль Ильдара Абдразакова, российского баса из Башкирии, покорившего все мировые сцены, не затерялся на их фоне. Помимо концертов, предполагающих участие российских и зарубежных звезд-гостей, коллег Абдразакова по мировой оперной сцене (их ждут в этом году на май-июнь), у него есть и обширная образовательная программа.
Мастер-классы для поющей молодежи в зале имени Мясковского Московской консерватории проводили знаменитые оперные певцы, активно выступающие сегодня на российской и мировой сцене. Компанию Абдразакову составили сопрано Вероника Джиоева, меццо Екатерина Семенчук, тенор Дмитрий Корчак, баритон Василий Ладюк, а также вокальный педагог Дмитрий Вдовин. Все десять дней занятия длились, иногда почти вдвое превышая запланированный четырехчасовой формат. Желающих участвовать в мастер-классах оказалось огромное множество: было подано почти полтысячи заявок. В итоге выбрали сотню претендентов, а в финальном гала-концерте в БЗК участвовали 14 лучших.
На мастер-классах были как приятные сюрпризы, так и разочарования. Уровень пришедшей обучаться молодежи отличался драматически. Несмотря на то, что коучи имели дело с участниками, прошедшими отбор, наряду с настоящими талантами и певцами, в которых чувствовалась школа, встречалось, к сожалению, немало весьма сырого материала. От профессиональной несостоятельности ряда участников у присутствующих буквально «вяли уши», а смотришь в резюме – студент или даже уже выпускник одной из консерваторий... Думается, что дело не только в вузах и педагогических кадрах (хотя и в этом тоже, уровень упал по сравнению с советскими временами). Проблема системная и гораздо шире – это проблема социума, средний уровень культуры которого сегодня таков, что он абсолютно глух к академическому искусству.
Итоговым мероприятием образовательной программы стал финальный гала-концерт в Большом зале Консерватории восьмого февраля, где выступили лучшие из молодых певцов. Одни показали прежде всего богатые природные данные, как, например, бас Сергей Степанян и тенор Арсений Яковлев. Другие — впечатляющий атристизм (тенор Валерий Макаров) и драматическую экспрессию (баритоны Рауф Тимергазин и Дмитрий Чеблыков). А некоторые, как, меццо Ульяна Бирюкова и сопрано Анастасия Лерман продемонстрировали и то, и другие. И тем не менее впереди у всех них длинный путь к совершенствованию.
Особенно это было ощутимо на контрасте, когда на сцену вышли мастера и обозначили ту планку, на которую молодежи нужно ориентироваться. Идеальная звуковая эмиссия и яркость посыла Василия Ладюка в хитовой арии из «Иоланты», сочный глубокий звук у Вероники Джиоевой в арии из «Манон Леско», феноменальное владение верхами и стильность исполнения у Дмитрия Корчака в строфах Оссиана из «Вертера», бушующий огонь страстей при полном контроле над голосом у Екатерины Семенчук в арии из «Сельской чести», благородство фразировки и величественность образа – у Ильдара Абдразакова в арии из «Эрнани». Прекрасные ориентиры для нового поколения вокалистов – как для тех, что на сцене, так и для тех, кто был в зале.

Текст: Александр Матусевич
Газета «Культура»


« назад