Застольная для педагога

11/06/2021

Застольная для педагога

IV Международный музыкальный фестиваль Ильдара Абдразакова в Башкирском театре оперы и балета стартовал концертом к 95-летию его педагога Миляуши Муртазиной, в честь которой выступило большое созвездие певцов разных поколений.

Вихрь, с каким стремительно и экспрессивно пронесся I Международный фестиваль Ильдара Абдразакова в 2018 году, можно было сравнить с мифической скачкой Салавата Юлаева, который в память и назидание потомкам навеки застыл на коне в камне на берегу реки Белой в Уфе. О своих долгоиграющих намерениях идейный вдохновитель этой азартной и благородной фестивальной затеи заявил по-оперному громко и ярко, дав понять, что открыт навстречу новым ветрам и вызовам, которые готов принимать с молодой ватагой единомышленников.

Подхвативший эстафету у Елены Образцовой, обладавшей недюжинной энергией и понимавшей, что без личного примера, идейного вдохновения и неустанной подготовки новой смены певцов опера существовать не может, Ильдар на первый фестиваль пригласил огненную итальянку Сперанцу Скапуччи, ассистентку Риккардо Мути, а на второй, наряду с россиянами, двух роскошных итальянок – сопрано Мартину Грезиа и меццо-сопрано Анну-Дорис Капителли.

Фестиваль из года в год географически развивался по принципу расширяющихся концентрических кругов и к четвертому «выпуску» донесется до Сибири и Астрахани, включая в свою орбиту такие города, как Новосибирск, Тюмень, Томск и даже Тобольск, где пройдет серия мастер-классов Ильдара Абдразакова и его коллег. И концертов с участием мастеров пения и начинающих свои исполнительские карьеры певцов.

О Миляуше Муртазиной автору этих строк довелось услышать едва ли не с первых же интервью с одним из ее самых успешных учеников, оправдавших на 300% метод ее преподавания, ее авторскую школу. Ильдар Абдразаков на вопрос, кто его научил петь так, чтобы весь мир был у его ног, всякий раз с гордостью называл одно и то же имя. О своем ученике Миляуша Галиевна говорила: «Его талант заключался в комплексе: голос, музыкальность, артистизм, характер, внешние данные, работоспособность». А о важной роли мудрого педагога в становлении певца: «Меня могут воспринять как чудачку, но должна заявить, что очень важно найти своего педагога, с которым можно будет работать в тесном контакте и понимании. Не надо идти к педагогу, озабоченному конкурсами. Не надо увлекаться скорым успехом. Надо учиться работать впрок над певческим тоном. Тогда можно надеяться на будущий успех, который если придет, то может быть более длительным. В правильной манере можно петь до конца жизни, а не заканчивать карьеру в 40, 50, 60 лет».

Ей больше нравилось заниматься с проблемными учениками, от которых другие педагоги отказывались. Что говорить, когда ей доставались такие одаренные молодые люди, как братья Абдразаковы, оба баса – Аскар и Ильдар, или феноменальная сопрано Диляра Идрисова, выросшая в виртуозную певицу, высоко востребованную в барочной опере в самых заметных оперных проектах Европы. Секрет метода вокальной педагогики Миляуши Муртазиной заключался в очень чутком, строгом и требовательном, в то же время материнском отношении к голосу, к его натуральной природе и возможностям, неторопливом наблюдении и ведении его в нужном русле во имя того, чтобы этот диковинный цветок распускался и цвел пышным цветом долгие годы.

Гала-концерт открытия фестиваля собрал не только учеников Муртазиной, среди которых были оба брата Абдразаковых, баритон Раиль Кучуков, бас-баритон Владимир Копытов, тенора Владимир Белов и Идрис Газиев, Альфия Каримова и Диляра Идрисова. Звездами в большом концертном созвездии стали и сиятельная сопрано Елена Стихина, способная поражать своим безграничным голосом, поразительной, лучезарной энергетикой, и баритоны Владислав Сулимский с Василием Ладюком, представляющие петербургскую и московскую школы, хотя, по сути – школу настоящего итальянского пения.

Героиня посвящения не смогла быть на вечере в силу обстоятельств, но благодаря достижениям цивилизации все же смогла на нем побывать, смотря прямую трансляцию. Кроме того, эффект ее присутствия ощущался благодаря видеокомментариям по поводу каждого из выступавших учеников, отличавшимся прицельной меткостью и бескомпромиссностью (чем, по словам многих из них, отличалась и ее педагогическая тактика). Один из них признался в том, что «после уроков Муртазиной не страшно уже ничего». Она действительно закаляла учеников как сталь, устраивая им не всегда лицеприятные обсуждения, бьющие по гордыне и самолюбию, выковывая исполнительскую волю. Так, о сопрано Альфии Каримовой она сказала: «Голос легкий, но характер тигриный», о Диляре Идрисовой: «У нее потрясающая музыкальная память. Но сказать, что я все с ней сделала, не могу. У нее есть большой резерв».

Драматургию концерта в сопровождении Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан под управлением Дмитрия Крюкова построили на контрасте академического и неакадемического, в стихию которого все больше вовлекали ближе к финалу, где все без исключения расшалились окончательно. Команда Ильдара Абразакова (которого неспроста называют первым басом мира за его эталонное бельканто, взращенное под солнцем Италии) показала, как роскошно звучит у них Верди, в чем, бесспорно, преуспел фестивальный лидер в ночной исповедальной арии Филиппа из «Дона Карлоса», заставив зал не дышать, чтобы потом взорваться овациями. Сопрано Елена Стихина была бы, конечно, прекрасной его королевой Елизаветой из той же оперы, но это у нее еще впереди. А вот Болеро Елены из «Сицилийской вечерни» Верди поставило зал на уши: певица без труда залила солнцем своего голоса пространство всего театра от партера до балкона.

Вердиевских гурманов баловали своим искусством баритоны Владислав Сулимский и Василий Ладюк, словно дразня и предлагая сравнить, кто лучше. Расставленные по разным отделениям арии Кончака в исполнении Аскара Абдразакова и Князя Игоря в исполнении его младшего брата Ильдара подарили умным менеджерам идею поставить обоих братьев когда-нибудь в «Князе Игоре» Бородина. Жемчужными колоратурами одарила обалдевшую от счастья публику сопрано Диляра Идрисова в вальсе Джульетты из «Ромео и Джульетты» Гуно. Ближе к финалу оперные испарения, как пузырьки игристого, начали действовать на сознание, удваивая и утраивая «изображения», выставляя то двух Базилио в арии о клевете из «Севильского цирюльника» Россини, то несколько Эскамильо из «Кармен» Бизе. В арии Гремина братья Абдразаковы и вовсе элегантно подвинули Пушкина, подтекстовав знаменитые строки о всех возрастах, покорных любви, признанием в любви Миляуше Муртазиной. Ну, а после неизбежного в таком поздравительном жанре бриндизи из «Травиаты» Верди Ильдар Абдразаков набрал на своем айфоне номер своего счастливого педагога и передал дружное фейерверковое «ура» от всего зала. 

Текст: Владимир Дудин
Независимая газета


« назад